|
Космос был создан, и человечество было создано.
Как единая форма бытия могла расчлениться в сознании?
[1:35]
Все действительное разумно, все разумное действительно.
Гегель |
Как удивительно устроен человек: уверовав однажды в какую-то идею, он становится не только её носителем, но также ярым её приверженцем и защитником – даже, несмотря на всю очевидную несостоятельность и порочность этой идеи.
Не случайно знакомство с философией в советское время начиналось с уяснения так называемого «основного вопроса» [2], в результате чего в юные головы навечно западала мысль о первичности материи и вторичности сознания.
Но мне повезло: на первом же семинаре по философии кто-то из моих однокурсников спросил преподавателя о том, что, по его мнению, первично – курица или яйцо. На что был дан ответ, который я запомнил на всю жизнь: «Это – схоластика»! Запомнил я это не только потому, что объяснения слова «схоластика» не последовало, а, главным образом, потому, что произнесена сия фраза была так, что задавать какие-то ещё вопросы почему-то всем сразу же расхотелось.
После такого замечательного начала моё доверие к философии было основательно подорвано, но вбитая в сознание идея о его ущербной вторичности на долгие годы прочно засела занозой в мозгу, не давая мне покоя. Именно занозой, потому что мысленно я неоднократно возвращался к этому проклятому «основному вопросу», безуспешно пытаясь найти на него понятный мне ответ. Так продолжалось даже после сдачи кандидатского минимума по философии. ☺
Ещё больше эта «заноза» стала мне досаждать после того, как я приступил к изучению Агни Йоги. Но вот однажды вечером (случилось это лет 20 назад) я лёг в постель, продолжая размышлять о соотношении материи и сознания. И вдруг мне, как системщику по образованию, пришла мысль представить материю и сознание в виде замкнутой системы (рис. 1).
Я понял, что во взгляде на мир не правы и «материалисты», и «идеалисты». Всё различие между ними состоит лишь в том, что, заблуждаясь, они нарушают единство мироздания по-разному, разрывая либо одну, либо другую связь между материей и сознанием (рис. 2,3).
Стоило мне об этом подумать, как тут же перед моим мысленным взором возник огромный букет роз (рис. 4)! Будучи уже знакомым с основами Агни Йоги, я в ответ мысленно произнёс, что этот букет – подтверждение Свыше моей правоты. Только я подумал об этом, как мгновенно появилась розочка (рис. 5), после чего никаких сомнений в своей правоте у меня уже не осталось. Разумеется, я был безмерно счастлив оттого, что ни только нашёл ответ на злополучный «основной вопрос», но и получил Высшее одобрение найденному решению!
Продолжая изучать Агни Йогу, позже я, конечно, понял, что найденная мною схема замкнутой системы (рис. 1) – не более, чем схема. Я понял, что и материя, и сознание материальны, но вещество, их образующее, имеет несоизмеримо разную плотность [3]. В силу этого обстоятельства тончайшая материя наших мыслей проникает всюду, заполняя не только межатомное пространство, но и пространство внутри атомов, а также – внутри электронов и других субатомных частиц вещества видимого мира.
Таким образом, можно утверждать не только, что сознание материально, но и что материя сознательна, поскольку плотная материя физического мира наполнена наитончайшей материей мира мыслей!
|
Так уяснил я для себя,
Что нет «первичности» в помине.
Едины планы бытия,
А истина всегда – посередине. |
Литература
- Агни Йога. 1-й том. Беспредельность, кн. 1. – Самара, 1992. – с. 448.
- Основной вопрос философии: Цифровая библиотека по философии. – http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s08/a000831.shtml
- Александр Котлин. Любая пустота наполнена. – http://www.akotlin.com/index.php?sec=3&lnk=7_01
1 июня 2010 года
Написать комментарий:
Все комментарии на это произведение:
|